С чего начинался дом? Красный угол в избе.

Одна из задач сотрудников музея состоит в сохранении свидетельства исторических событий, жизни и быта людей, их творческих достижений. Данная статья рассказывает о быте и культуре переселенцев, приехавших в Кулундинскую степь.
Прибыв на новые места, мигранты столкнулись с такой проблемой, как отсутствие строительного леса, поэтому строили временные жилища. «Перебравшись на свой участок, переселенцы сначала устраивают себе какое-нибудь подходящее жилище: кто шалаш выстроит, кто нору какую-нибудь выкопает, только бы укрыться от непогоды. Понемногу принимаются строить жильё и получше. В большом ходу у переселенцев мазанки и землянки». (Рубакин Н. Рассказы о Западной Сибири или губерниях Тобольской и Томской и как там живут люди. 4-е изд. М.,1915. С.129-130).
Укрепив хозяйство, новосёлы начинали обзаводиться постоянным жильём, которое строили по традициям тех мест, откуда новосёлы были родом. Строили дома из глины, замешанной с соломой – вальковые и саманные (вальки имели округлую форму, саманы делали в виде больших кирпичей). Крышу на таких домах закрывали соломой или камышом.
Большая часть жилищ, возведённых на Алтае, относилась к северно-среднерусскому типу. Пространство таких изб делилось на зоны: красный угол, печной угол или «бабий кут», подпорожье или дверной угол.
Характерна планировка жилого пространства, когда печь располагалась справа или слева от входа, обращенная устьем к противоположной стороне. Печь играла главную роль во внутреннем пространстве избы и занимала едва ли не четверть всей площади. Она несла тепло, возле неё проходила жизнь домочадцев, каждому из которых отводилось своё место. Русская печь имела форму куба, сбивалась из глины. Причём «сбить» печь необходимо было за один день, чтобы глина не пересохла. Верхнюю часть делали плоскую, удобную для лежания. Устье, вход в варочную камеру, прямоугольной формы или с полукруглой верхней частью, закрывалось заслонкой – железным щитом с ручкой, вырезанным по форме устья. Трубу делали из кирпича или дерева, обмазанного глиной.
К печи примыкали полати. Это деревянный настил на высоте человеческого роста, располагающийся от боковой стенки печи до противоположной стены избы. На полатях спали, на день закладывали туда постельные принадлежности и ненужную одежду.
Возле печи делали люк в полу и ставили лестницу для входа в подполье. Её прятали в шкафчик – голбчик, который пристраивали к боку печи. Голбец напоминал лавку. Хозяева приглашали садиться сюда тех из приходивших, кого не считали нужным допускать в чистую половину избы.
По диагонали от печи, куда не залетала кухонная грязь, устраивали красный угол. Он представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной, которые имели окна, поэтому красный угол был хорошо освещён и являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Главное украшение – божница с иконами и лампадкой. Иконы обязательно располагались на востоке. В Сибири иконы устанавливались на так называемый «уголок» — две сходившиеся к углу, прибитые к стенам плашки, либо цельная плаха в виде угла. Образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником — длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Под углом размещались лавки. Перед ними передвижной стол.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Вначале он должен был совершить крестные знамения с тремя поясными поклонами стоя лицом к иконе, только после этого вошедший произносил приветствие хозяевам.
Ещё одна зона крестьянского дома – печной угол. Брус, который шёл от печи к передней стене, отделял рабочее место хозяйки – «кут». Его также называли «бабий угол», поскольку именно здесь находилась вся кухонная утварь, здесь хозяйка работала и отдыхала, здесь принимала подруг, здесь обряжали невесту, учили кухонному ремеслу. В распоряжении хозяйки были свои лавки и полки, стол для стряпни, шкафчики для посуды. Бабий кут отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.
В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали – центр христианский, и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи. Передний угол, указывающий на юго-восток, с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, святым местом. Здесь молились богу. Печной угол, направленный на северо-запад, был местом нечистым, тёмным. Там жил домовой, через печную трубу могла влететь в дом ведьма.
Небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём располагалась довольно большая семья в семь – восемь человек. Каждый член семьи знал своё место. Мужчины обычно работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине. Каждый член семьи знал своё место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын – по левую, третий – рядом со страшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, стены украшали расшитыми полотенцами, на полки выставлялась праздничная утварь.
В каждом крестьянском доме имелось много посуды различного назначения, материала и качества. Особенно много имелось глиняной утвари, которую использовали в самых разных целях. Из такой посуды ели, варили пищу, хранили продукты.
Каждая хозяйка умела сама лепить горшки, латки, подойники. Для этого существовали разного рода устройства: ручные гончарные круги или круглые дощечки. Иногда лепили просто на сковородках. Глину брали местную, В качестве добавок использовали только песок. Важно было угадать пропорции: положить песка столько, чтобы изделие не давало трещин ни при сушке, ин при обжиге. Замешивали глину ногами до готовности, разводя водой. Лепили горшки техникой кольцевого налепа: на плоское донышко накладывали ярусами глиняные жгуты и тщательно примазывали их друг к другу. Сушили изделия в хорошо проветриваемом помещении, в тени, несколько дней до полного высыхания. Обжигали в печах.
Мужчины изготавливали посуду из дерева, бересты.
Имелась и покупная посуда – металлическая, стеклянная, фарфоровая и фаянсовая.
Пространство избы, особым образом организованное, представляло неразрывное единство и составляло целый мир для крестьянина, даже поведение которого строилось различно в зависимости от того, находился он дома или вне его. Поэтому в народной культуре дом являлся средоточием главных жизненных ценностей: счастья, достатка, единства семьи и рода.
Старший научный сотрудник музея Скворцова Н.В.

Поделиться: