«Рушник — как элемент народной культуры»

Вокруг нас много вещей, к которым мы так сильно привыкли, что часто не придаем им никакого значения. В первую очередь это касается полотенца – человек использует его постоянно на протяжении всей своей жизни: с младенчества и до самой смерти.

Полотенца всегда чтили на Руси, передавали от дедов к внукам. В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников — самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности.

Славянский рушник – это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого славян, который без перерыва древней языческой традиции с давних времён и до наших дней используется в народном быту по своему прямому назначению. Рушник, украшенный вышивкой, всегда служил оберегом, он мог защитить святые углы дома, им накрывали хлеб на столе, он украшал божницы, дверные и оконные проёмы, был оберегом жениха и невесты на свадьбе, оберегом ребёнка и матери на крестинах, праздниках, оберегом от сглаза, порчи, укора, был магическим оберегом на похоронах, рушник, с особой вышивкой, был пристанищем душ умерших родичей.

Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – это оторванный кусок льняной ткани, который имел в ширину 45 см и 3-5 метров в длину. Это полотнище украшали разнообразной вышивкой.

Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков.

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение.

Рушники использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на колышках по стенам, над дверями, окнами, на зеркалах. На большие праздники – Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе – хаты обвешивали более украшенными рушниками – праздничными, а в пост – «постовыми», чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.

Рушник брали с собой в дорогу, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Он был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти о родном доме.

Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. При возведении дома рушниками застилались подвалы. В новопостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.

Рушник считается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.

Рушник исполнял образно-символическую роль в христианских обрядах. Так, важной была роль рушника в ритуале умывания ног, лица, рук во время церковной литургии. Помимо ритуальной роли, рушники использовались в  церквях для украшения икон.

С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом.

На рушнике, вышитом светлыми, веселыми цветами, без единого черного стежка, несли младенца на крещение. Был обычай шить из этого рушника после крещения ребенку первую сорочку; иногда его сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.

Важную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее. Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых, застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты; иногда рушник стелили и перед входом в церковь.

Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
Немаловажное значение имел белый вышитый рушник, на котором должны были стоять молодые под венцом. Этим рушником потом завешивали образа или вешали его на видное место в светлице.

Особую роль играл рушник в погребально – поминальной обрядности. Вышитый рушник вешали над головой покойного, которого клали в красном углу. Он должен был оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. В знак траура вывешивали на воротах или в окне рушник. Впереди похоронной процессии несли крест, обвязанный рушником. Участникам траурной процессии повязывали руки рушниками. По обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках, и надмогильный крест, особенно на похоронах парня, также перевязывали рушником.

Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ.

Рушники обычно изготавливали в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для рушников тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в ее деревне.

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные – символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони; растительные – дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград; геометрические – ромбы, круги, зигзагообразные линии и прочие узоры.

Примерно в 60-ых годах в славянский быт стали входить полотенца фабричного производства, постепенно вытеснив вышитые, они прочно вошли в современный быт человека. Но культура пользования полотенцами сохранилась. С большими мягкими и красивыми полотенцами мы ходим в душ, баню. Полотенцами попроще, мы вытираем лицо, а для рук и на кухне используем вафельные полотенца. Но в нашей современной жизни не забыты и старые вышитые полотенца. Их по – прежнему используют в проведении современных свадеб. Неизменным остаются полотенца и в проведении похоронного обряда.

В фондах Славгородского городского краеведческого музея хранится богатая коллекция рушников – более 30-ти, начиная от праздничных и обрядовых (родильные, крестильные), заканчивая бытовыми (утиральники, для украшения интерьера).  Каждый из них отличается своей уникальностью и неповторимым узором. Самые ранние датируются концом XIX — началом XX века. Один из рушников принадлежал Тарасенко Пелагее Ефремовне. Полотенце вышито в 1900 году её матерью. На нём вышито 6 полос из различных узоров красного и чёрного цветов. Ещё один рушник принадлежал Скляр Анне Максимовне. Уникальность экспоната заключается в том, что на рушнике под изображением короны вышиты инициалы рукодельницы. Вышито полотенце было в 1915 году. Есть среди экспонатов и полотенце с буквами «ММ», вышитыми на льняном самотканом холсте. Этот экспонат принадлежал Шумейко Марии Павловне. Рушник с вышитым букетом роз, буквой «Н» и датой «1913» принадлежал семье Николаевой Евдокии Митрофановны.

По праву наш музей может гордиться, что сохраняет пусть небольшую, но очень ценную частичку истории — рушники, которые не перестают радовать глаз своими красно-белыми цветами гостей и жителей города.

Хранитель музейных предметов Н.В. Дмитриева

Поделиться: