«Балалайка – самый народный инструмент»

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Доподлинно неизвестно когда началась её история, хотя гипотез по поводу происхождения чрезвычайно много. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига, но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.

Первое упоминание об инструменте встречается в сохранившихся письменных источниках времен царствования Петра I (конец XVII века). В ту пору балалайка уже получила широкое распространение среди русских крестьян. На базарах и ярмарках можно было встретить веселивших народ при помощи балалаечной игры скоморохов. Балалайки тех времен значительно различались как по форме, так и по строю, поскольку еще не существовало единого стандарта для инструмента. Каждый музыкальный мастер изготавливал инструмент на свой вкус и цвет: можно было столкнуться с балалайками круглой, треугольной, четырёхугольной, трапециевидной формы и даже с различным числом струн – от двух до пяти. Игровые техники и исполняемый репертуар было принято передавать из поколения в поколение, от старших в семье – младшим.

В XVIII-XIX веках балалайка становится особо признанным народным музыкальным инструментом, но конструкция ее была несовершенной. Весомый вклад в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – знаток русского народного творчества, балалаечник-виртуоз. Он надумал крестьянскому инструменту дать небывалую жизнь, выведя его на концертную сцену.

Усовершенствованная В. Андреевым и коллективом его сподвижников балалайка стала использоваться профессионалами–музыкантами не только как сольный инструмент, но также ансамблевый, а затем и оркестровый. Создавались различные коллективы, которые своими концертными выступлениями способствовали признанию балалайки и продвижению её в массы.

Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью. Источник звука на балалайке — сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука.

У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом. Две нижние струны звучат одинаково – звук «ми» первой октавы, а верхняя – на кварту выше, то есть звук «ля».

Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что, не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова «балаболить» – тараторить, то ли от слова «балагурить» – шутить.

Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.

В коллекции фондов Славгородского городского краеведческого музея пять балалаек. Все экспонаты схожи между собой – корпус в форме треугольника, гриф и головка грифа. Но каждая по-своему уникальна и имеет свою собственную историю. Одну из балалаек передала жительница города Зайкова В.К. в связи с тем, что уезжала на постоянное место жительства в другую страну, а взять инструмент с собой не могла. Другой инструмент принадлежал семье Новаковых. Эта балалайка имеет свою собственную индивидуальность – переводные наклейки на корпусе и написанное фломастерами имя владельца. Самым ценным экспонатом является балалайка, принадлежавшая Гюнтеру Эдмунду Александровичу.Эдмунд Александрович был поэтом, журналистом и фельетонистом. Одинаково сильно любил и немецкий, и русский языки, а больше всего – сибирскую природу. Сотни его произведений прочно прижились на страницах немецкоязычных газет, в том числе и в Славгородской «Rote Fahne» («Красное знамя»). Многие его труды на немецком были переведены на русский, татарский, якутский, украинский и казахский языки, отдельно печатались в ГДР и Австрии. Музыка была частью жизни семьи Гюнтеров. В их доме были балалайка, гитара, гармонь, баян. Эдмунд Александрович умел играть на всех этих инструментах, чему также обучил своих детей.

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры – вот что такое балалайка. Этот инструмент занял прочное место в народном творчестве, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

Хранитель музейных предметов Наталья Дмитриева.

Поделиться: