Предметы кухонной утвари переселенцев

На сегодняшний день в Славгородском городском краеведческом музее хранится более 26 000 экспонатов. Каждая экспозиция, временная выставка находит свою аудиторию, круг лиц, которым более интересна та или иная тематика.

При входе в музей гостей встречает основатель города – Петр Аркадьевич Столыпин, ведь именно с его аграрной реформы, которая была разработана в начале прошлого века и началось освоение Сибири. К нам в Алтайский край, а точнее в Кулундинскую степь приехали первые переселенцы, это были выходцы из Херсонской губернии и центральной части России.

Особое внимание у посетителей вызывает экспозиция, посвященная быту первых переселенцев, обустройству избы и предметам кухонной утвари из природных материалов. Одни из исследователей разделяет кухонную утварь и посуду, другие, не делают на этом акцент, а именуют предметы для хранения продуктов и предметы для приема пищи одним словом «утварь», подразумевая посуду. Утварь – от слова «творить», делать, почти все предметы делались руками крестьян-умельцев.

Переселенцы, которые основали Славгород, имели в своем повседневном обиходе посуду из дерева, бересты, глины, это было обусловлено прежде всего легкодоступностью природных материалов, практически всегда они находились под рукой.

Изделия из глины живут рядом с человеком и служат ему уже многие тысячи лет. На Руси издревле делали посуду из глины, гончарня была в каждой деревне, мастера, которые делали изделия из глины именовались гончарами. Глиняной посудой пользовались и богатые, и бедные люди. Ее использовали в печи для приготовления супов, квасов, щей. Со временем такая посуда стала применяться для готовки каш, грибов и мяса. Профессия гончара была уважаемой, однако и требования к занятым в ней людям оказывались весьма строги. Формы и размеры могли сильно различаться. Каждый мастер имел свои производственные секреты и бережно хранил их в тайне. Из мастерских тогда выходили преимущественно овальные горшки и котлы. Их форма не была случайной – посуду делали так, чтобы она помещалась в русскую печь. Самые ранние изделия из глины были хрупкими, боялись влаги, и в них можно было хранить лишь сухие продукты. С течением времени человек научился для прочности обжигать глиняные изделия. Глиняные кухонные горшки стоили из-за кустарного изготовления весьма дорого, и потому к ним относились с уважением. Такая посуда наделялась целым рядом культурных смыслов.

В горшке готовилась самая разная пища: и щи, и мясо, и рыба, и бобы с фасолью и, конечно же, каша. Горшок считали символом достатка в доме. Если случалось, что у наших прабабушек трескался горшок, выбрасывать его, по поверью, было нельзя, поскольку из дома как бы изгонялось благополучие. Его оплетали берестяными лентами и использовали для хранения сухих продуктов. К сожалению, в нашем музее нет глиняного горшка, но не упомянуть о нем, как о прародители всей глиняной посуды мы просто не могли.

В музее имеется несколько глиняных кувшинов первой половины 20 века, объемом 2 литра, некогда они принадлежали переселенцам – славгородцам и были переданы в музей их родственниками.

Так же в музейной экспозиции, посвященной быту первых переселенцев имеется крынка, принадлежащая семье Блюм Галины Григорьевны.

Крынка — это глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью крынки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях крынкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

Рядом с крынкой в музейной экспозиции, на столе расположена большая глиняная миска, 22 см. в диаметре и 11 см. высотой, принадлежала она семье Токаревых.  У крестьян – переселенцев существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни.

Миски использовались не только для приёма пищи, к примеру, с помощью миски, гадали. Делали это молодые девушки, миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост, кто во сне к девице являлся, через мост провести, тот и был суженым.

Также в быту первых переселенцев использовались для изготовления масла маслобойки, чаще они состояли из дерева, но встречались экземпляры и из глины. Одна глиняная маслобойка представлена в славгородском музее, передала ее в учреждение культуры Рачковская Клара Иосифовна. Изделие датируется 1955 г производства.

В г. Славгороде и селах Славгородского района использовали глиняный сосуд с удивительным названием – макитра. Это был весьма важный предмет для домашнего обихода, можно сказать, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха — выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло «поширше», одним словом, как бог дал — вот тебе и макитра.

Следовательно, макитра — это широкий глиняный горшок, в такой посудине хорошо толочь семена с помощью ступки. Сама макитра похожа на женскую шапку для головы.

В нашем музее тоже есть макитра, произведена она была до 1940 г., точная дата не известна, в музей ее передала Филенкова Мария Гавриловна, ранее она работала в учреждении культуры смотрителем музейных предметов.

На Руси существовал и свадебный обычай, связанный с макитрой. После свадебного обеда гости жениха переодевались: старые в молодых, а молодые в стариков. Макитру наполняли пирогами, украшали цветками и разноцветными лентами и вручали старостихе (жене старосты). Она танцевала с макитрой, и все гости отправлялись к родителям невесты. Это шествие называли «идут с пирогами». Танец с макитрой продолжался на протяжении всего пути. Родители невесты приглашали гостей к столу, где на видном месте сидела старостиха с макитрой. Гости невесты подходили к ней, а она угощала их пирогами. После обеда гости возвращались назад с макитрой, полной пирогов, которые напекла мать невесты для молодых и сватов.

Россия – страна лесная, и дерево было самым доступным, самым освоенным и любимым материалом. Дерево и обрабатывать легче всего, и сам этот материал тёплый и красивый. Деревянную посуду на Руси делали в основном из лиственных деревьев, методы ее изготовления были разнообразны. Деревянная посуда была различных видов: долблёная, резаная, точеная, бондарная, собранная из клёпок и соединённая обручами. Мастерство и секреты ремесленников передавалось из поколения в поколение, эти люди всегда пользовались уважением среди жителей деревень и городов. Роспись и резьба — это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить в  музеях и в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

В славгородском музее есть интересные экземпляры из дерева, которые не оставляют равнодушным наших гостей. Это изделия из дерева и бересты: туески, пудовки, ступки, черпаки, скалки, маслобойки, солонки, ложки и многое другое, что было передано в музей потомками первых переселенцев.

   Самое почетное место на столе всегда занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа» — так говорили на Руси.  В коллекции музейных предметов имеется деревянная солонка, принадлежавшая семье Козыревых дата производства точно не известна, по имеющейся информации предмет был создан в начале 20 века.

 Практически в каждой семье переселенцев были туеса.

Туес – цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой, как правило, цилиндрической формы, изготовленный из коры берёзы.  В одних туесках хранили соль, берестяной туесок обладал удивительным свойством — предохранял ее от попадания влаги, в других творог и масло, молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли — в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла. В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло.  Два туеса, которые хранятся в фондах музея так же принадлежали семье Козыревых.

Особый интерес у посетителей вызывает баклажка деревянная, принадлежащая семье Бурдановых, изделию более ста лет. Баклажка сделана из дерева, изготовлена в форме бочонка, скрепленная металлическими обручами, в верхней части имеется отверстие для заполнения сосуда жидкостью. Использовали такую баклажку для хранения запасов воды и кваса, брали с собой на сенокос, уборку урожая в поле.

В хозяйстве для похода по грибы и ягоды использовались лукошки и корзинки, который также имеются в музейной коллекции. Применяли для изготовления корзин лыко, бересту, лозу. Одна из корзинок была привезена переселенцами из центральной части России ее производство датируется началом 20 века.

Большую коллекцию музейных предметов, оставшихся от переселенцев занимают деревянные ложки. Есть ложки: резные, расписанные хохломской росписью, окрашенные под золото. На Руси к ложкам всегда было особое отношение. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам», «К чужому столу да со своей ложкой» и т.д. Ложка была личным, индивидуальным предметом каждого, пользоваться чужой ложкой было строго-настрого запрещено, ложкой, за неподобающее поведение за столом можно было и в лоб получить. Есть в фонде музея ложка деревянная, ручной работы, покрытая бесцветным лаком, верхнюю часть ложки украшена фигуркой медведя, обхватившего ее лапой. Ложка принадлежала Невскому А.Н., секретарю Алтайского крайкома КПСС.

Большое количество экспонатов в музей было передано Рымарансом Николаем Игоревичем, долгое время он работал школьным учителем и у него был домашний музей. Им были переданы совки деревянные с ручкой. Нашими предками они использовались для пересыпания муки и зерновых.

Также в быту были задействованы черпаки и деревянные колотушки, сито, лопата хлебная, деревянная. Все это использовали в прошлом веке хозяйки. Пожалуй, не было ни одной семьи, кому бы перечисленные предметы кухонной утвари были бы незнакомы.

Имеются в музее 2 деревянные ступы, большая и малая, датируются первой половиной 20 века передал их в музей  так же Рымаранс Н.П.

Сту́па (сту́пка) — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи тяжёлого песта. Наши бабушки использовали ступу для измельчения мака, пшена, даже сушёную черёмуху толкли на пироги. Ступа в русских народных сказках является традиционным средством передвижения Бабы – Яги.

Использовалось в кухонной утвари первых переселенцев и всевозможные большие емкости для изготовления теста. В нашем музее имеется корыто для замешивания теста. Принадлежало оно жительнице с. Екатериновка, Славгородского района, Горловой Акулине Ивановне (1900 г.р.), долго служило оно их большой семье и использовалось по назначению.

Также вызывает интерес у гостей музея деревянная пудовка, она была передана Рымарансом Н.П. датируется она первой половиной 20 века и использовалась для измерения зерновых. Полная пудовка, без горки вмещала в себя ровно 1 пуд зерна, что составляло чуть более 16 кг.

К сожалению, в одной статье невозможно рассказать про все предметы старины из которых состояла кухонная утварь первых переселенцев, ведь за каждым стоит своя история, со многими связаны добрые русские традиции, обычаи и поверья.

В 21 веке деревянная и глиняная посуда является также и элементом декора помещения. Расписанные деревянные ложки прекрасно смотрятся на стене кухни около плиты, глиняные кувшины придают помещению особый колорит, создавая уют, комфорт, наполняют помещение некой теплотой, душевной добротой, можно с уверенностью сказать, что мы переняли традиции наших предков — переселенцев и сейчас с удовольствием используем кухонную утварь из природных материалов, но уже в несколько другом виде.

 

 

Младший научный сотрудник МБУК «Славгородский городской краеведческий музей» З.С. Посунько

Поделиться: