Орден Славы — одна из самых почетных солдатских наград Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Им награждали только рядовой и сержантский состав — за отвагу в бою. История солдатских наград началась еще со времен Петра Первого, когда даже рядовые участники некоторых побед русского оружия получали памятные знаки. Например, за победу в устье Невы 7 мая 1703 года, когда русским удалось захватить два шведских военных судна, была отчеканена медаль «Небываемое бываетъ», которую вручили каждому участнику той баталии. В XIX веке в русской армии появились солдатские боевые награды — сначала Георгиевская медаль, а потом Георгиевский крест. Пословица «Или грудь в крестах, или голова в кустах» появилась именно в XIX веке, тогда Георгиевские кавалеры были очень редки и звание это было весьма почетно, а, чтобы получить Георгиевский крест, необходимо было в бою быть отчаянным храбрецом. В Советском Союзе довольно долго не было «строго солдатских» наград.
Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года одновременно с орденом «Победа», в тот момент, когда появилась ясность в том, что война закончится победой над Германией. Орден был создан по личной инициативе И.В. Сталина и являлся самым «солдатским орденом» среди всех боевых наград. Впервые предложение о создании данной награды прозвучало еще в июне 1943 года на заседании Наркомата обороны, на котором обсуждался проект ордена «Победа». Основной идеей введения нового ордена было награждение рядового и младшего командного состава Красной Армии за самые разнообразные героические поступки, совершенные в бою. Данный орден выдавался только за конкретные достижения, которые строго регламентировались статутом.
Задание на разработку нового ордена было передано Техническому Комитету Главного Интендантского Управления КА, которым на тот момент руководил генерал-лейтенант С. В. Агинский. К разработке ордена здесь приступили в августе 1943 года. Над эскизом награды работал коллектив из 9 художников. Всего ко 2 октября 1943 года они подготовили 26 проектов ордена, из которых только 4 было представлено Сталину. В итоге он утвердил эскиз ордена, который был создан Н. И. Москалевым, автором медали «Партизану Отечественной войны», ордена Кутузова и всех медалей за оборону городов СССР. По первоначальному замыслу орден должен был иметь сразу 4 степени. В этом он должен был повторить дореволюционный орден Святого Георгия и «знак отличия военного ордена» – знаменитый Георгиевский крест, одну из самых уважаемых в народе царских наград. Первоначально награду планировали назвать орденом Багратиона по аналогии с уже существующими «полководческими орденами». Однако Сталин рассудил по-другому, он предложил назвать награду орденом Славы, пояснив, что «победы без славы не бывает», а также уменьшил количество степеней до 3-х по аналогии с «полководческими орденами». Орден Славы имел 3 степени, высшей из них считалась первая степень. Награждение данным орденом осуществлялось последовательно: сначала военнослужащий должен был получить орден III степени, затем II степени и в конце I степени. Всего за отличия в годы Великой Отечественной войны было вручено около 1 миллиона орденов III степени, более 46 тысяч орденов II степени, а также 2672 ордена Славы I степени.
В Славгородском городском краеведческом музее хранятся документы полного кавалера орденов Славы Ткачева Григория Устиновича.
Григорий Устинович Ткачев родился в Славгороде в 1914 году. После окончания семилетки работал токарем на мотороремонтном заводе. Отслужив действительную службу пограничником на Дальнем Востоке, вернулся в родной город, женился. Но… грянула война.
23 июня 1941 года Григорий Устинович был вызван в райвоенкомат. Через несколько дней Ткачев уже принял боевое крещение под Смоленском, с боями пробивался из окружения и защищал Москву. Затем был парад войск на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. И здесь коммунист Ткачев дал клятву – защищать Москву, выполнить свой солдатский долг с честью и доблестью. Клятву, данную народу он выполнил, боролся с фашистами пока не оставили силы, был ранен, три месяца лежал в госпитале. Вернуться в свой полк не пришлось. Но ему повезло. Он попал в сибирскую 139-ю стрелковую дивизию. И был назначен командиром артиллерийского орудия. За боевые заслуги солдат Ткачев был награжден орденом Красной Звезды.
Освобождая Украину бойцы расчета Ткачева проявили особый героизм. Под сильным огнем противника Григорий Устинович одним из первых форсировал реку Днепр. Прямой наводкой из своего орудия разбил пулеметные точки противника, рассеял группу немцев. На поле боя остались двадцать пять солдат и офицеров. За этот боевой подвиг приказом по дивизии Григорий Устинович удостоен орденом Славы III степени.
А при прорыве сильно укрепленного пункта обороны противника в сентябре 1944 года, в районе деревни Хороманы Белостокской области Ткачев из своего орудия подавил две огнеметные точки фашистов. В период наступательных действий был дважды контужен, но с поле боя не ушел. А после того, как был ранен командир взвода, он принял командование на себя. За этот подвиг отважный артиллерист награжден орденом Славы II степени.
Победоносное наступление 1945 года. Бои идут в Польше. И здесь, в районе Любашен, разгорелся жаркий бой, в котором Ткачев доказал свое высокое мастерство. Противник силою 30 бронетранспортеров и 8 самоходных орудий перешел в контратаку и пытался восстановить свои потерянные рубежи. Этот бой, длившийся четырнадцать часов, потребовал от солдата большого напряжения моральных и физических сил, стойкости. За этот бой и другие бои периода зимнего наступления 1945 года Григорий Устинович награжден орденом Славы I степени. Он дошел до Берлина, честно и самоотверженно выполняя свой долг перед Родиной, перед народом.
Демобилизовавшись, Григорий Ткачев вернулся в Славгород, а в 1948 году семья переехала в Павлодар, где Григорий Устинович достойно и добросовестно трудился на заводе «Октябрь». И в мирное время его труд отмечен правительственными наградами.
Так герой войны прожил честную жизнь. О его боевом и трудовом пути рассказывают документы городского краеведческого музея. Пройдут годы и десятилетия, но в памяти последующих поколений никогда не померкнут имена тех, кто в тяжелые для страны годы встал на ее защиту.