Кулундинская степь активно стала заселяться в конце ХIX – начале ХХ века. Знаменитая аграрная реформа Петра Столыпина дала мощный толчок к заселению Сибири. Новые законы заложили возможности для широкого переселения на окраины империи. В исторической литературе принято разделять население Сибири на две большие группы: старожилы и переселенцы. Старожилы, те, кто пришли в Алтайский округ в XVII – первой половине XIX в. Переселенцы стали заселять округ со второй половины XIX в. По мере проживания в Сибири, бывшие переселенцы постепенно стали осознавать себя старожилами. Славгород был основан именно переселенцами из Центральной России, а также Малороссии.
Центром района крестьянских переселений стал Алтайский округ, который составлял до 1906 года личную собственность императора и состоял в ведении Кабинета Его Величества. Принятым по инициативе Столыпина указом от 16 сентября 1906 года, Николай II повелел передать все свободные земли округа для устройства малоземельных крестьян.
Прежде чем переселяться, крестьяне на новые места отправляли ходоков. Согласно правилам о переселении 1906 года, ходоки должны были посылаться от каждой семьи, от группы дворов или от общины. Они должны были зачислить в Сибири участки на своих доверителей по числу душ мужского пола – по 15 десятин на душу, (десятина равна 2400 квадратным саженям или 1,0925 гектара). Только после получения свидетельства о зачислении участков, могли ехать переселенцы, иначе на них не распространялись льготы. Важное значение имели земляческие и родственные связи. Как правило, переселенцы отправлялись в путь не одиночными семьями, а группами семей, родственников, односельчан, жителей волости или уезда. Это связано не только с практикой зачисления земельных долей ходокам, но и с тем, что коллективный переезд позволял поддерживать друг друга в дороге советом, деньгами, продовольствием.
Семьям переселенцев предоставлялся льготный железнодорожный проезд с багажом, для них даже разработали специальные вагоны, с торца которых, имелись подсобные отсеки для перевозки скота и сельхозинвентаря.
Три ходока: Павел Яковлевич Бугайчук, Иван Терентьевич Кмышников и Пётр Кузьмич Шевцов решили обосноваться у озера Большие Секачи. Переселенцы застраивались чаще всего в открытой местности. Так как земли возле больших рек и пресноводных озёр были заняты старожилами. При выделении переселенческих участков, землемеры обязаны были не только разметить усадьбы, но и позаботиться об обеспечении водоснабжения. На средства Переселенческого управления рыли колодцы, делали запруды, искусственные пруды. Всякий искусственный водоём считался хуже естественного с проточной водой.
До прихода переселенцев, на этих местах пасли скот кочевники – казахи. В июне 1908 года Совет министров принял решение перевести казахов на оседлое положение на одинаковых условиях с переселенцами.
Анализ национального состава мигрантов, переселившихся на Алтай в период Столыпинской реформы распределяется следующим образом: русские – 56,23 %, украинцы – 37,21 %, немцы – 2,54 %, белорусы – 1,62 %, другие национальности (мордва, эстонцы, поляки, латыши и др.) – 2,4 %. Так же переселенцы и аборигены делились на конфессиональные группы (православные, католики, протестанты, меннониты, лютеране, мусульмане). Все они имели отличия в образе жизни, в материальной и духовной культуре. Однако, суровые климатические условия, контакты друг с другом и с местным населением оказали большое влияние на мировоззрение и поведение переселенцев. Это нашло отражение в том, как они одевались, как отмечали праздники, как содержали свой дом и хозяйство.
К важнейшим компонентам крестьянской материальной культуры относятся жилищно-хозяйственный комплекс, одежда, система питания, а также орудия труда и домашняя утварь.
Основной строительный материал – дерево, в степи труднодоступный. Поэтому для кратковременного обустройства крестьяне ставили землянки. На старой фотографии мы видим землянку переселенца, по поводу таких строений, один из современников писал: «Другие строят временные, то есть скоро разрушающиеся жилище — земляные избы или мазанки наполовину сидящие в земле. Стены таких изб складываются из нарезанных четырёхугольных пластов снятого с луговин в солончаковых степях дёрна. В углах ставят столбы. Иногда дёрн прошивают жердями от столба к столбу. Стены смазывают глиной внутри, иногда и снаружи мажут. Потолок досчатый, заваленный для тепла землёю, но делают ещё и из дёрна, из хвороста, смешанного с глиной. Окна маленькие полуаршинные. Вентиляции нет и в помине. В погоне за теплом новосёлы углубляют пол землянки до 2 аршин в землю (аршин равен 71,2 сантиметра), и весною, при оттаивании степи, землянки превращаются в отличные естественные стоки для почвенных вод. Срок службы копанок – землянок 2 – 3 года».
Постоянное жильё строили по традициям тех мест, откуда новосёлы были родом. В степном Алтае преобладали дома, построенные из саманов (большие кирпичи, изготовленные из глины, замешанной с соломой). Так строили выходцы из Центральной России, Малороссии, а также немцы Поволжья и меннониты из южных губерний. У немцев, в большинстве случаев, жилые постройки воздвигались под одну крышу с амбарами и конюшнями. Под той же крышей часто находился и колодец. Таким образом, в зимние морозы хозяева имели возможность выполнять различные работы по хозяйству под защитой кровли. У казахов основная форма жилища – юрта. Юрты строились из решётчатых конструкций, сверху настилался войлок. Они легко разбирались и перевозились, это обусловлено кочевым образом жизни казахов.
Основным занятием крестьян в Алтайском округе были земледелие и в меньшей степени скотоводство. Переселенцы привозили с собой плуги, веялки, сноповязалки, молотилки. Иногда предпочитали пахать землю сохой, так как она была более лёгкой, и пахать можно было в одиночку. Увеличение ассортимента земледельческих культур непосредственно связан с переселенцами из центральной части России. Они привезли в Сибирь твёрдые сорта пшеницы, гречиху, просо, картофель. Украинские переселенцы для вспашки полей применяли волов. Развитие огородничества, овощеводства, садоводства и цветоводства так же связывают с украинскими мигрантами. У немцев большую долю в структуре хозяйственных занятий стало занимать животноводство. Разводили свиней и крупный рогатый скот. Среди переселенцев из Причерноморья было распространено овцеводство. Почти в каждом менонитском селе была своя мельница. Причём молоть муку приезжали крестьяне из соседних деревень. Успешно развивалось маслоделие. Скотоводство казахов основывалось на разведении лошадей, верблюдов, крупного рогатого скота, овец и коз.
Наибольшая возможность проявления этнической идентичности проявляется в интерьере. У всех переселенцев центральное место в доме занимала печь. Ставили её возле входа. В удалении, куда не залетала кухонная грязь – передний или святой, красный угол, там укрепляли божницы и ставились иконы. Под ними – лавка для хозяина дома или особо дорогих гостей. В переднем углу стоял обеденный стол. Вдоль стен шли широкие лавки, над ними – полки. От угла печи расходились два бруса. На одном из них крепили полати. Это был как бы второй этаж. Ближе к печке спали дети, иногда, если позволяло место, ставили ткацкий стан и женщины работали там. Выходцы из Украины и России ставили печки, где и пищу варили, и мылись. Потому что в степных районах не было леса, а значит, и лишних дров, чтобы устраивать такое дорогое удовольствие, как отдельная баня. По традиции, дома штукатурились, стены и печка расписывались. Преобладал растительный орнамент. Встречались изображения животных и птиц.
По русскому обычаю избы украшали расшитыми полотенцами, называли их «рушники», «рукотёры», «набожники». Набожники и рушники вешали на стены, в красный угол, использовали в обрядах. Размеры были различны. При ширине в 39–40 сантиметров, длина могла достигать 5 метров. Полотенце украшалось, как правило, на концах. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал — все это определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Волшебство и магическую силу ему давала вышивка. Рукотёры были меньше по размеру, и вышивка на них была проще. У немецких колонистов жилые помещения также были наполнены предметами женского рукоделия. Стены украшали коврами ручной работы. Причём ковры либо вышивали шерстяными нитками по нанесённому на ткань рисунку, либо расписывали масляными красками холсты. Это были сюжетные картины на религиозную тему, пасторали, пейзажи. Множество пуховых изделий, разнообразных шкатулок, обилие вышитых и связанных вручную салфеток являются неотъемлемой составляющей немецкого дома. Большое распространение получили шпрухи – красочная, чаще всего вышитая картина с пословицами и поговорками, изречениями из Библии или благопожеланиями.
Из всех рукодельных изделий крестьяне особо украшали одежду, и в первую очередь женскую. В костюме отражались образ жизни народа, его мировоззрение, верования, духовный мир. Народный костюм отличал один этнос от другого, характеризовал социальный, возрастной статус человека, демонстрировал мудрость и мастерство людей. Российские переселенцы привозили свои костюмы. Одежду мужчин составляли рубаха – косоворотка и холщовые штаны. Вошли в обиход сапоги, голову покрывали картузом. Женская одежда состояла из рубахи, сарафана, душегреи, фартука, нарукавней и красивого головного убора, поднимавшегося короной или платка, шали. Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Нарядными и праздничными считаются цельнокроеные рубахи. Они шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Отличительная особенность украинской женской рубахи — украшение подола вышивкой, так как он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи. Широкие рукава заканчивались манжетой у запястья.
Новосёлы чаще всего носили лапти, но, поселившись в Сибири, старались быстрее приобрести местные кожаные виды обуви, а также валенки, и зимнюю одежду – полушубки и шубы из овчины. В начале ХХ века широкое распространение получают фабричные ткани и готовые изделия.
Мужской костюм немцев — колонистов представлял собой комплект из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевали однобортный или двубортный жилет с большим количеством пуговиц. Верхняя одежда состояла из куртки, пиджака или сюртука. Дополняли костюм фетровые шляпы и шейные платки и галстуки. На ногах носили шлёры. Женский костюм был более сложным и красочным. Рубашки со сборками у шеи, длинные и широкие рукава на манжетах соответствовали европейской моде того времени. Количество юбок свидетельствовало о материальном благополучии. Обязательным элементом женского костюма был передник. В соответствие с традициями германских земель, женщины носили лифы, корсажи, нагрудники, жакеты и жилетки, нагрудные косынки. Отличительной особенностью немецкой одежды было ношение женщинами нижнего белья: нижних длинных рубашек, нижних длинных юбок.
Одной из основных особенностей казахского костюма является сложный декор. Для украшения использовались вышивки, кайма, тесьма. Традиционно считалось, что орнамент выступает в качестве оберега. Одежда шилась из материалов натурального происхождения, таких как войлок, сукно, шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Использовались кожа и мех животных. При пошиве как женских, так и мужских костюмов основной упор делался на удобство и простоту. Женский костюм состоял из платья или камзола с длинной расклешённой юбкой. В холодную погоду женщины носили халат из шерсти или меховую шубу. Образ дополнял высокий головной убор с меховой оторочкой. Мужской костюм состоял из просторной рубашки, штанов – шароваров, халата, кожаной обуви и головного убора.
Со временем, определяющее значение в воспроизводстве традиций стали играть не религиозная и сословная принадлежность, а финансовые возможности и личные предпочтения. В культуре потомков переселенцев причудливо переплелись традиционные элементы из мест выхода мигрантов и перенятый опыт проживающих по соседству народов. Всё это помогло выжить новосёлам в непростых условиях Сибири.
Старший научный сотрудник МБУК «Славгородский городской краеведческий музей» Н.В. Скворцова.
Список использованной литературы
- Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII – начало ХХ века. М.: Наука», 1996. – 269 с.
- Разгон В.Н., Храмков А.А., Пожарская К.А. Столыпинская аграрная реформа и Алтай. Монография. Издательство Алтайского государственного университета.
- Алтайская деревня в первой половине ХХ века. Сборник научных статей. Барнаул – 2007 г.
- Краеведческие записки. Выпуск 3. Сборник статей. Барнаул 1999 г.
- Краеведческие записки. Выпуск 8. Сборник статей. Барнаул 2009 г.
- Историко-краеведческий журнал «Минувшие дни» №5, 2010 г.