«Музыка в чемодане»

Музыкальные инструменты сопровождают человечество уже несколько тысячелетий, но в историческом масштабе человек научился записывать и воспроизводить свой собственный голос совсем недавно.

Люди веками пытались изобретать различные устройства для воспроизведения звука. Вспоминаются шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом!

Однако самые различные механические музыкальные механизмы не были способны сделать возможным воспроизведение человеческого голоса. За эту задачу во второй половине XIX века взялись лучшие умы Старого и Нового света.

В 1877 году Эдисон отдал своему механику Джону Крузи чертеж довольно простого устройства, сборку которого он оценил в 18 долларов. Однако собранный аппарат стал первой в мире «говорящей машиной» — Эдисон громко пропел в рожок популярную английскую детскую песенку: «У Мэри был барашек», а устройство воспроизвело «услышанное», хотя и с большими помехами.

Так, Томас Альва Эдисон и в 1877 году создал прибор для механической записи и воспроизведения звука. Это чудо техники назвали фонографом. В Россию фонограф пришел почти сразу после изобретения его Эдисоном. С помощью фонографа стали обучать иностранным языкам, лечить заикание, создавались записи сигналов военной и пожарной тревоги. Записывались голоса знаменитых певцов, артистов, писателей, популярные песенки. Он охотно использовался еще долгие годы, вплоть до конца 1910-х годов. Однако фонограф имел недостаток. Его записи существовали только в одном экземпляре. Именно благодаря фонографу мы можем сегодня услышать голоса Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, знаменитых актеров и политиков начала прошлого века.

В 1888 году немец Э. Берлинер изобрел граммофон. Новое изобретение было зарегистрировано 26 сентября 1887 года и начало завоевывать известность и популярность во всем мире. В отличие от фонографа, в нем для записи и воспроизведения вместо цилиндров использовались диски. Грампластинки первоначально изготовлялись из эбонита, затем из шеллака. Первая в мире грампластинка была цинковой. Поперечная запись, в отличие от фонографа, обеспечила снижение искажений в десятки раз, а также более громкий звук. Записи легко тиражировались, и это сделало граммофон популярным и доступным.

Граммофон еще и прошел путь эволюции, будучи усовершенствованным, получил новое название — патефон.  Здесь уже «приложили свою руку» французы. Служащий фирмы «Патэ» — Гильон Кеммлер в 1901 году посчитал, что рупор (большая внешняя труба аппарата) ему мешает и нужно от неё как-то избавиться, но качество звука, если можно говорить о качестве «того» звука, он терять не хотел.  Так и родился патефон.

1601347374776

Звучание у патефонов было хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество зависело от затупленности иглы. В патефонах использовалась многоразовая сапфировая игла.

В целом, патефоны были созданиями хрупкими. В качестве привода применялся пружинный двигатель. Заводить его надо было осторожно, чтобы не разорвать пружину, так как эта деталь была большим дефицитом. Одного завода хватало на прослушивание одной пластинки, а это примерно 5 минут. Уровень громкости не регулировался и составлял 80-10 дб. Патефон в отличие от граммофона относительно компактный, умещался в небольшой чемоданчик.

В России старинные патефоны распространились невероятно быстро. Почти каждый житель страны имел дома такое небольшое устройство. В советской действительности патефон стал буквально каким-то культовым явлением. Лёгкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот – создавало особую тёплую атмосферу дружеской компании. Немного колдовства над музыкальным аппаратом, посредством нескольких поворотов ручки патефона и вот уже льются чарующие сердце звуки музыки и голоса любимых исполнителей, что, конечно же, очень сближало слушателей.  Из пакета очень осторожно вынимали пластинку, чтобы её не уронить, ведь они были очень хрупкими, затем смахивали с пластинки пыль и клали её на круг, подводя патефонную иглу.

Прошедшие войну на фронте и в тылу часто вспоминают, как собирались они вокруг патефона в 40-е годы. Вспоминают всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона, они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга-патефона. Патефон помогал раненым в госпиталях, поднимал боевой дух, помогал смириться с потерями и болью. Музыка помогала не бояться врага и верить в будущее, строить планы и мечтать о времени, когда кончится, наконец, проклятая война. Раненые бойцы слушали хриплые звуки патефона и вспоминали мирную жизнь, своих родных и свой дом. Во время войны, когда люди нещадно голодали, патефонные пластинки обменивались на хлеб. Тот, кто отдавал пластинку, чтобы получить еду — с ними все понятно, последнее с себя снимешь и отдашь, лишь бы выжить. Но ведь другая сторона отдавала хлеб за пластинку! Значит, пластинка была нужна не меньше, чем хлеб!

В 60-е — 70-е годы во всех городах и деревнях СССР были популярными танцы под патефон. Как правило, его выставляли на окно, чтобы все собравшиеся во дворе могли потанцевать. Громкости патефона для этого было вполне достаточно.

Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них – ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод «Грампласттреста», завод «Северный пресс» в Ленинграде и многие другие заводы.

В Славгородском городском краеведческом музее есть такая уникальная вещь, как граммофон, который во время экскурсий не оставляет равнодушными никого. Он был приобретён Чурпаловой Зоей Александровной в 1947 году и долгое время хранился в семье. Эта раритетная вещь является гордостью нашего музея.

После граммофона в музее появился первый патефон, потом второй, третий.

Один из патефонов принадлежал Ивану Петровичу Дерксену, которого в Немецком районе ласково величали Калинычем, настолько крепко к нему приклеилось название основанного им передвижного клуба-музея «Калина красная», который имел статус Алтайской краевой общественной благотворительной организации. В любую погоду Дерксен колесил по району на велосипеде, навьюченном книгами, картинами и прочими экспонатами выставки по школам, детским садам и ДК.

Творчество прошло через всю жизнь Ивана Дерксена. Окончив Славгородский педколледж, Иван Петрович Дерксен заведовал Шумановским клубом, там ставил спектакли, на которые собиралось все село. Дерксен был умелым художником, какое-то время он увлекался фотоделом и киносъемкой.

Практически все экспонаты музея «Калина красная» после смерти Ивана Петровича забрал его сын – Сергей Гапусенко, который и передал в музей патефон. К тому же патефон находится в рабочем состоянии и может воспроизводить пластинки.

Время механических звуковоспроизводящих устройств безвозвратно ушло, однако сегодня патефон и граммофон это уже не пережитки прошлого, а ценный антиквариат и те люди, у кого уцелели дома патефоны, сегодня бережно их хранят. Патефон сегодня интересен не только как антуражный и редкий старинный предмет, но и как необходимый атрибут в коллекционировании старых и старинных грампластинок, а это хобби нынче затягивает в себя все новых членов!

Хранитель музейных предметов Н.В. Дмитриева.

Поделиться: